maximblog

Categories:

Давайте не будем тонуть

Вода стала поступать в машинное отделение примерно в 06.30 утра. Как ни странно, сработала сигнализация, мол, аккуратнее со мной, я тут неподалеку. Вахтенный заглянул в застарелый экран, чуть поводил мышкой, выключил сирену и мгновенно вскочил, чтобы немедля приступить к поиску протечек, затем, при необходимости, известить стармеха зевнул и потянулся. День как-то не задался с утра, не успел позавтракать, а тут уже орет. 

То, что вода поступает внутрь, и что это как-то связано с плавучестью судна, в котором он сам же и находится, вахтенный не осознавал. Или, как принято говорить в среде оперных критиков из Крыжополя, дупля не бил. 

Потом сигнализация стала кричать уже совсем часто, снова так некстати беспокоя вахтенного офицера. Офицером из мотористов он стал недавно, после повышения поступь его стала размеренной, взгляд затуманился, мыслями он видел себя в большой, высокой и удивительно быстрой машине, которая проглатывает литров хотя бы 25 на сотню, если вообще не нажимать на педаль. Рядом должна сидеть самая красивая девушка из ангольской столицы (ну, не из его родной же грустной деревни, ей-богу), что будет обворожительно глядеть на него, непрерывно восхищаясь его мужественным офицерским видом. И еще чтобы коленки… 

И тут эта сигнализация, черт ее задирай. 

Стармеха он так и не позвал. И сам искать, конечно же, не начал. Не для того мамо такого гарного хлопця народила й не для того ця квітка розквітала. Стармех самостоятельно прервал свою утреннюю молитву и пришел вниз. 

Ему тоже не нравилась сигнализация. Звук раздражал. Контракт подходил к концу, уже пора о душе́ подумать, а эта гадина все орёт и орёт. Дед был выше среднего роста, почти красавцем, не брезгующим самодельным железом на палубе. Он шёл к месту событий, играя правильно прокачанной широчайшей мышцей, хотя через комбез этого не было видно. 

Узнав, что вода плещется не только снаружи парохода, но и внутри его, он не стал придавать этому серьезного значения. Подумаешь, прибывает. Мало ли других пароходов, что ли? Если этот вдруг утопим, разве не найдется место, где можно будет прокачать кубики на пузе? Да навалом таких мест. 

Дед стал нехотя поднимать плиты и заглядывать вниз, ища место протечки. Там все прибывало. Откуда – хрен его зна.

Втроем с мотористом они толкались задами примерно с часик-полтора. Ведь дело это не любит спешки, верно? Поспешишь-насмешишь и тому подобное. В 08.10 известили офис. Капитан оказался первым из вменяемых участников соревнования этим утром. Обо всем происходящем он не получил рапорта от деда, как и любой другой человек на мостике. Он, видимо, должен был догадаться телепатически. То есть, капитан узнал о прибывающей в машинку воде вместе с офисом компании. 

Кэп сбегал в машину сам, округлил глаза, поскольку вода была почти на уровне плит. Что-то подсказало ему, что его судно не пойдет сегодня утром удерживать танкер на буе номер три. Он тут же отменил операцию (был послан другой буксир), развернул судно и пошел поближе к берегу. Поскольку ежели совсем плохо станет – так вот тебе пожалуйста, пляж рядом. 

В этот момент стармеху позвонило начальство (то есть, я) и сообщило бывалому моряку, что у него внизу есть не только два насоса, которые могут откатывать воду со скоростью 50 м3 в час каждый (пожарный и льяльный), но и аварийное всасывание льял из машинного отделения, которое обычно соединено с самым могучим насосом в машине, скорее всего это FIFI monitor pump. Насос, который используется для тушения пожаров на нефтяных вышках или других судах. Забегая вперед, отметим, что его производительность на этом судне 1350 м3 в час, но аварийное всасывание, хотя и много меньше этого, но гораздо больше суммарной производительности штатных насосов (то есть, больше 100 кубометров в час). 

Но стармех, покачивая очаровательными дредами, не смог найти аварийное всасывание. Не знает он, где это должно быть. А два насоса, сказал он, потеряли всас и сосать не могут. 

Безумные советы начальства почистить сетку на всасывающей стороне насосов, плотно закрыть фильтр, после чего запустить насос с закрытым нагнетанием, предварительно залив водой и выпустив воздух, стармеху были до спины. Потому что это правильно, но сложно. 

А вода все прибывала. 

*** 

Как нужно было бы действовать?

Хорошо бы осушить машинное отделение. Следует знать свои системы, а учиться в процессе самого аварийного пиндеца уже поздно. Учиться нужно было раньше.

Дырочку найти, потом заткнуть. Забить деревянный чопик, например. Когда забиваешь, желательно чувствовать метал, его толщину. Если метал слабый, то нужно понимать, что дерево его может разорвать дальше. Допустим, металл нормальный, хотя бы 3-4 мм или около (оригинал обшивки этого буксира 12 мм). Можно иногда поставить кусок более мягкой и толстой резины и поджать сверху большей пластиной металла. Если есть возможность, нужно установить домкрат из подручных средств. А потом – строить цементный ящик. 

Но машинная команда була на це неспроможна. Ни один из трёх. 

Как-то много лет назад я забил отверстие в борту ветошью, путанкой – не было под рукой ничего другого. Тоже сработало. Пробоина была чуть выше ватерлинии, это был маленький катер, мотозавозня. Не мой катер, я там вообще пассажиром был, случайно. С этой развевающейся ветошью они ходили до конца навигации. 

Но – вернемся в Анголу, в наши дни.

*** 

На слегка тонущий буксир стали свозить небольшие насосы с близлежащих пароходиков. Стармех, путаясь ногами в сплетении шлангов, негромко матерился на двух языках – родном кимбунду и единственном официальном в Анголе португальском. Дреды мешают, пот катится, комбез взмокрел, жить тяжело. Нужно утомительно бегать, выпучив бельма с языком на плече, а не валяться в каюте, получая ожог на пузе от ноутбука, как получалось раньше. 

Вода достигла нижнего края главного распределительного щита, ГРЩ. 

Основной генератор отключили пару часов назад, поскольку соленая вода касалась его еще в 10,30. Работал генератор на палубе, случайно поставленный судну, поскольку второй судовой генератор призадумался две недели назад. 

*** 

Снова небольшое отступление, без него опять никак. 

Многие помнят, что двигатель работает, если ему вовремя меняют фильтра и заливают в него достойное масло. Наш надувной стармех немного профуфукал. Ему привезли масло, негодное для его двигателей – бывает, бочки перепутали на берегу. Он же, не проверив, со свистом перекачал это масло к себе в танки, смешав его с небольшим количеством масла, которое подходило к его движкам. А после стал заливать в дизеля.

И тогда в дизель-генераторе (ДГ) начался шум, на который следовало бы обязательно обратить. Но и тут дед, по ночам заплетая свои дреды, не почесался. Шум усиливался. Случайно заехавший на инспекцию суперинтендант чуть не подавился кофе, услышав грохот ДГ №1. Дед не хотел открывать, но супер гавкнул, открыли цилиндровую крышку. Сознательные кусочки металла лежали на поршне сверху, не улетая в турбину, но слезно просились наружу во время работы. Двигатель смотрел на супера умоляющими глазами. Он хотел жить и работать, но рот ему забили металлом. 

В топливных фильтрах жила дикая грязь. Последняя замена была полгода назад. Дед развел руками – он экономил фильтра, то есть, как он думал, сохранял деньги компании.

Пока заказанные железяки придут, суденышку нужно работать. Поставили ему палубный дизель-генератор, привязали кабель к ГРЩ.

И тут через пару дней вода стала стучаться в борт, пошла в наступление. А у деда, кроме как об накачанной широчайшей, мыслей нет. 

В общем, если бы не случайно оказавшийся у них под рукой палубный ДГ, они бы загрустили гораздо раньше. 

*** 

«Потом еще была уха, 

И заливные потроха, 

Потом поймали жениха и долго били…», как пелось у Высоцкого. 

То есть, много всего было. Привезли два мощных насоса от Шеврона вместе с двумя операторами. Капитан и руководство компании были готовы в любой момент выбросить судно на берег. Хвала небу, не понадобилось.

В 13.10 добрался к ним супер с другого конца нефтяного поля, помог откатать воду, найти дырочку, заткнуть в 18.43.

 Цементный ящик поставили уже утром, все вымотались. 

А вот жениха так и не побили, к сожалению. У него как раз контракт закончился, и его послали домой, чтобы его правильными мышцами смогли насладиться жена и дети. Мне, его непосредственному начальнику, очень тяжело будет его выгнать – даже после событий, показавших его профессионализм во всей красе. Возможно, самое плохое, что может быть – пойдет на понижение в должности, будет пластмассовым вторым механиком. У него есть правильно сидящий в главном офисе родственник, и ничего с этим не поделаешь. 

Думаю, вот если бы утопил бы – возможно, тогда бы выкинули. А так, всего лишь подтопил, подумаешь…

После нескольких дней замывки электрического оборудования (все моторы и прочие подобные штуки, которые были в соленой воде), судно пошло в аварийный док в Луанде, где и находится сейчас. Как и я, который этим доком руководит. Когда мы открыли, увидели коррозионные повреждения – ужаснулись. Потому что нужно менять очень много металла, причем с обоих бортов. Чем мы сейчас, собственно, и занимаемся.

Но это уже совсем другая история. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.