Maks (maximblog) wrote,
Maks
maximblog

Categories:

Трамваи и интеллигенция

Обычный одесский трамвай двигался по 28-му маршруту. Старенький такой, красного цвета. Он был не из этих красивых чехословатских монстров, которые, правда, сегодня тоже превратились в руины. А из тех, предыдущих, отечественных, построенных лет 60 назад. Дребезжащие, дергающиеся на поворотах. В них поутру набивалось так много народа, что мне, едущему в школу,  сдавливало хилую грудную клетку, и дышать можно было с трудом. У портфеля, застревавшего между людьми, часто отрывалась ручка.

Но описываемый случай произошел днем, когда благочинные одесситы уже могли наблюдать совсем иную картину: все сидячие места в вагоне были заняты, и никто не стоял. Знаете, бывает такое.

 В вагон зашли две дамы. Видя, что мест для них никто не предусмотрел, они встали у изголовья некоего мусчины лет 50-ти, сидевшего в кондукторском кресле, и читавшего газету.



  Кондукторское кресло! Ну кто сейчас помнит о том, что это? Многие знают, что кондукторы – это люди, которые продают/проверяют билеты. Но раньше смысл этого слова был иным.

Кондуктором работал мой  дедушка в конце двадцатых годов прошлого века, перед тем, как стать летчиком на следующие тридцать шесть лет. Он любил сварганить суп «по-нашему, по-кондукторски»… Рецепт утерян в толще лет, но осталась фраза.

 Кондукторы сидели в каждом железнодорожном вагоне, и тормозили изо всех своих сил. Допустим, состав едет под горку, и тогда машинист выбрасывает в окно кабины флажок определенного цвета. Желтый – тормозить нужно со средним усилием, красный – сильно. Ночью – сигналы фонарем. И каждый выбрасывает в своем окошке такой же сигнал, чтобы задние, в следующих вагонах, его тоже видели.

Люди старшего поколения помнят одинокие кресла на задней площадке трамвайных вагонов, перед которыми стояла стойка с большим, сантиметров 50-60 в диаметре, колесом с выступающей складной ручкой.

Вращаемое колесо как раз и служило для торможения в те далекие времена, когда еще не были раскрыты тайны создания ABS, EBD, ESP и других смешных звуков, означающих последующие поколения тормозных систем с использованием хитрой электроники.

И вот возле мужчины, сидящего в трамвае на этом самом месте, скучковались две дамы, которые стали громко, но как бы в воздух, вспоминать об отсутствии  интеллигенции в родном городе-герое. Говорила одна из них, но такое чувство, что их там было пятеро. Женщина жгла глаголом воздух громко. А ведь еще недавно воспитанных и умных людей еще было, а сейчас – нет.

Все, интеллигентов нет. Кого расстреляли, кого закрыли, кто уехал. В общем, не осталось в городе людей, способных уступить место женщине. Да, не осталось, не так смело вторила ей подруга.  

Мусчина сложил газету, которую читал до этого, снял очки с носа, посмотрел снизу вверх на солистку и ответил хорошо поставленным голосом:

 – Мадам! Интеллигенции сейчас больше, чем до хрена – трамваев не хватает.

Как бы с сожалением пожал плечами, надел очки и развернул газету.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments